Ввести «цифровых прокуроров», как это сделали в Китае, в нашей стране не получится, специфика работы российских прокуроров этого не позволит. А вот некоторую цифровизацию судебных решений можно ожидать уже в ближайшее время. Такое мнение Общественной службе новостей высказал генеральный прокурор России в 1991-93 годах Валентин Степанков.
В Шанхае китайские программисты сумели при помощи искусственного интеллекта создать «цифрового прокурора». Как рассказала «South China Morning Post» удалось натренировать робота предъявлять обвинение в нескольких областях: мошенничество, азартные игры, опасное вождение и тому подобные.
«Во-первых, я думаю, что китайский пример не пригоден, поскольку функции российской прокуратуры отличаются от китайской. А, во-вторых, сегодня российская прокуратура к сожалению (выделено С.В.) лишена возможности осуществлять уголовное преследование, в частности возбуждать уголовные дела, поэтому этот пример для нас не подходит», – сказал Степанков.
В то же время, наш собеседник считает, что двери на этом пути закрывать рано:
«В то же время я считаю, что нет, цифровизация будет входить и в деятельность судов, и в работу прокуроров. Может быть не в части возбуждения уголовных дел, а в части разрешения каких-либо типовых жалоб, связанных, например, с трудовыми спорами».
Эксперт предположил, где «цифра» сможет начать применяться в ближайшее время:
«Цифровизация будет в обязательном порядке входить в деятельность судов. И, наверное, даже скорее, чем в работу прокуратуры. Это понадобится для рассмотрения простейших дел: о взыскании безусловных долгов по заключённым договорам или по распискам, о взыскании безусловных налоговых платежей или ещё чего-то».
А вот работа его коллег, считает прокурор, ещё долго будет требовать участия живого человека:
«Участие прокурора в (судебном – прим. ред.) процессе цифровизовать, скорее всего будет сложно. Потому что оценка доказательств идёт вживую при живом исследовании свидетельских показаний. В том чисел прокурор вправе – о чём они сегодня не очень часто вспоминают, а, скорее всего, просто и лишены этой возможности, закреплённой формально в законе – отказываться от обвинения».
Но и тут нужно выждать время и посмотреть, каких результатов достигнут китайские коллеги:
«Деятельность прокуратуры многогранна, она сводится не только к правоохранению. Я думаю, что в ближайшее время мы о цифровизации прокуроров мы пока не задумываемся. А китайский пример, я думаю, российские прокуроры будут изучать и смотреть», – подытожил Степанков.
Источник: Общественная служба новостей